Госсовет отказал правительству в увеличении транспортного налога
13 октября 2006 года
От имени правительства Татарстана законопроект Госсовету представлял министр финансов Радик Гайзатуллин. Аргументируя необходимость четырехкратного увеличения транспортного налога, он отметил, что это «целевой налог, который направляется на развитие и содержание автомобильных дорог в республике», а «в условиях увеличения интенсивности дорожного движения требуются значительные средства на реконструкцию и восстановление дорожной сети». Господин Гайзатуллин напомнил, что сейчас ставки транспортного налога в Татарстане в 3 раза выше предусмотренных Налоговым кодексом РФ и не увеличивались с 2004 года, хотя федеральное законодательство позволяет субъектам РФ увеличивать ставки транспортного налога не более чем в 5 раз.
«Некоторые регионы еще в 2006 году воспользовались этим правом», — пытаясь сагитировать депутатов, напомнил министр. Он пояснил, что законопроект предусматривает повышение налоговых ставок по всем категориям транспортных средств, кроме легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. и мототранспорта. Господин Гайзатуллин сообщил депутатам, что в результате этого нововведения бюджет республики в 2007 году получил бы дополнительно 283 млн рублей, и заверил, что «они будут потрачены на реконструкцию дорожной сети». В 2006 году транспортный налог должен принести Татарстану 680 млн рублей.
Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, вместимости, а также категории транспортных средств. К примеру, налоговая ставка на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с., зарегистрированные на физических лиц, составляет сейчас 7,5 руб., от 100 до 150 л.с. — 21 руб., от 150 до 200 л.с. — 30 руб., от 200 до 250 л.с. — 45 руб.
Однако депутатов эти аргументы не убедили. Так, Александр Штанин отметил, что «обоснование слабовато», и напомнил, что Налоговый кодекс позволяет как увеличивать, так и уменьшать ставки транспортного налога. Но с таким предложением правительство Татарстана не выступало ни разу, хотя «республика у нас богатейшая», отметил депутат. Не голосовать за предложенный правительством законопроект призвал коллег депутат Фоат Комаров, который заявил, что «если мы не примем этот закон, сотни тысяч автовладельцев получат дополнительный доход, а предприниматели — возможность увеличить прибыль». Господин Комаров напомнил, что 24% от этой прибыли получит бюджет (ставка налога на прибыль — „Ъ“), а значит государству выгоднее оказать поддержку бизнесу и не увеличивать транспортный налог. «Я буду голосовать против», — обозначил свою позицию депутат. Насима Столярова из фракции КПРФ также высказалась за то, чтобы увеличивать доходы бюджета иным способом, и предложила использовать для этого стабилизационный фонд. «Мы можем выйти с законодательной инициативой использовать средства стабфонда в том числе и на реконструкцию дорожной сети», — сказала она.
Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин также не поддержал законопроект, отметив при этом, что фракция «Единой России» в татарстанском парламенте не пришла к общему мнению по этому вопросу. Он сообщил депутатам, что по уровню транспортного налога впереди Татарстана в России сейчас только Санкт-Петербург и Краснодарский край.
После долгого обсуждения Госсовет Татарстана принял решение отклонить проект закона «О внесении изменений в закон Республики Татарстан „О транспортном налоге“» и оставить ставки на прежнем уровне. В перерыве Фарид Мухаметшин провел пресс-конференцию, где пояснил, что большинство депутатов не устроило отсутствие дифференцированного подхода и то, что решение дорожной проблемы попытались «взвалить на физических лиц». По его мнению, 283 млн рублей, которые теперь не получит бюджет Татарстана, для республики не маленькая, но и не слишком большая сумма. «Сегодня есть профицит федерального бюджета, а реконструкция и строительство дорог — это государственная задача», — говоря о возможных источниках финансирования дорожного строительства, заметил господин Мухаметшин.
Галина Кириллович, "Ъ - Волга-Урал"